Эта знаменитая, известная всей Русской Церкви история случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве (ныне Самара) в ночь под новый 1956 год. Зоя Карнаухова собиралась встречать Новый год. Она пригласила своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать танцы, но дочь настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться. Гости собрались, а Зоин жених по имени Николай опаздывал. Его не стали ждать, начали танцевать. Девушки и молодые люди соединились в пары, а Зоя осталась одна. С досады она взяла образ святителя Николая Чудотворца и сказала: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», – не слушая своих подруг, которые советовали ей не кощунствовать. «Если Бог есть, Он меня накажет!» – дерзко бросила она. Начались танцы, но вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет. Веселье оборвалось. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, – окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не смогли сдвинуть ее с места: ее ноги были прикованы к полу. Но сердце билось – Зоя жила. Однако с этого времени она не могла ни пить, ни есть. Когда вернулась мать и увидела случившееся, она потеряла сознание и была увезена в больницу, откуда возвратилась через несколько дней: вера в милосердие Божие, горячие молитвы о помиловании дочери восстановили ее силы. Она пришла в себя и слезно молилась о прощении и помощи. Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов 2 милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые, поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать.«Мама! Молись! – кричала Зоя. – Молись! В грехах погибаем! Молись!» Обо всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует».Из посетителей к Зое были допущены следующие лица: приехавший из Москвы известный профессор медицины. Он подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на внешнюю окаменелость; священники, приглашенные по просьбе матери, чтобы взять из рук Зои икону святителя Николая. Но они не могли этого сделать; протоиерей Димитрий Тяпочкин (архимандрит Серафим с 1970 года), приехавший в праздник Рождества Христова. Он отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. Сумев взять икону из рук Зои и воздав образу святителя должные почести, возвратил его на прежнее место. А затем сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира»; митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Владыка также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в великий день (то есть на Пасху), повторив слова отца Димитрия; благообразный старец, приходивший перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста). Он просил допустить его к Зое, но дежурные милиционеры отказали ему. Старец приходил и на другой день, но опять, от других дежурных, получил отказ. В третий раз, в самый день Благовещения, дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все были убеждены, что это – сам святитель Николай. Так Зоя простояла четыре месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по н.ст.). В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь!» Жутко стало ночным охранникам, и они спросили ее: «Что ты так ужасно кричишь?» И последовал ответ: «Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир в грехах гибнет, молитесь!» С этого времени она вдруг ожила, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.Как ты жила?спрашивали ее. Кто тебя кормил? Голуби, голуби меня кормили, – был ответ, в котором ясно возвещалось помилование и прощение от Господа. Господь простил ей грехи предстательством святого угодника Божия, милостивого Николая Чудотворца, и ради ее великих страданий и стояния в течение 128 дней. Все случившееся настолько поразило живущих в Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквях недоставало крестов для всех просящих. Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут». На 3 день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь – 128 дн. стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ведь и само имя Зоя означает «жизнь». Послесловие Советская печать не смогла умолчать о событии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что действительно все происшедшее с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке.Но, во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит; в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что не столбняк был тому причиной, а действие Самого Бога, Который чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи. В Куйбышеве была усилена антирелигиозная пропаганда: за первые 8 месяцев 1956 года было прочитано больше 2000 атеистических лекций – в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Выговор за допущение «позорного чуда» получили самые высокие партийные функционеры города.